Форум » Оффтопики » Леонид Андреев » Ответить

Леонид Андреев

Свириденко Майя: Да, надо будет как-нибудь почитать Булычёва... вот только Леонида Андреева дочитаю - рассказы и роман "Дневник Сатаны" - обещает быть интересным - как Сатана действует в материальной форме некоего американского магната и сопутствующие социально-психологические проблемы буржуазного общества...

Ответов - 15

Александр: Кстати, с Леонидом Андреевым осторожно. Очень тяжёлый писатель в эмоциональном плане, он мало щадит интеллект и чувства, позволяет себе всё что хочет. Т.к. читает это много людей молодых - осторожно, это не для слабонервных, не нужно этого читать слишком много и особенно входить в его инфернальное настроение. Лучше подумать, что же он всё-таки хотел выразить, донести, со стороны посмотреть так сказать.

Свириденко Майя: Александр пишет: Лучше подумать, что же он всё-таки хотел выразить, донести, со стороны посмотреть так сказать. Да, я всё так и понимаю, стараюсь уже с концептуальных т.с. позиций. Когда смотрю год написания вещи - 1901 например, и описываемую ситуацию - подвал с "отбросами" той жизни или какой-нибудь "бедный студент", то, в общем-то, инфернальность вполне понятна, невольно сопоставляешь с нынешними постперестроечными реалиями...

Александр: Да нет, дело не в этом. Помнится, у него там какой-то священник по могилам конём скакал и с ума сошёл, какой-то любовник изнасиловал труп своей только что изнасилованной и убитой бандитами любовницы, а чего стоят Жизнь Василия Фивейского, Рассказ о семерых повешенных? Какой-то гимназист всё лечился от венерических болезней и никак не мог порвать с проститутками, кончилось тем, что укокошили друг друга. И т.п. Кошмаров и ужасов, самых мрачных и низкопробных очень даже хватает. Инфернальная ирония, тяжёлая, резкая: по рассказу "Правила добра", помнится даже мультик поставили. Наверное, очередное издевательство над Толстым, поскольку даже муху чёрту запретили обижать. Сложный писатель и нелёгкий для читателя, по моему впечатлению.


Александр: http://www.ladoshki.com/?books&id=16109 Тут немного о нём, и качается "Дневник Сатаны".

Свириденко Майя: В той книжке, что у меня, из перечисленного Вами пока что ничего не встретилось, "Василий Фивейский" есть, ещё не дочитала до него. А вообще, да, в какой-то из рецензий на Л. Андреева говорилось, что у него склонность всякие мрачные психопатологии описывать, вроде бы, если не ошибаюсь, он даже сам лечился (хотя, может это я с Гаршиным путаю)

Александр: Кстати, "Правила добра" весьма сильная вещь. http://andreev.org.ru/biblio/Rasskazi/Pravila1.html Автор по ходу высказывает своё мнение, что такое добро - сострадание, любовь превыше конкретной приятности.

Александр: Прочёл Дневник Дьявола. По моему мнению - литературно сильная вещь, общеевропейского масштаба, странно что неизвестная. Отличный, сильный слог и очень свободный. Но вещь одновременно и несколько сомнительная, даже с позиций своей же сюжетной линии - вживание в человеческий образ весьма неправдоподобное, как и характер получившейся личности. Но идейно очень сильная вещь в своём роде, очень оригинальная и умная.

Свириденко Майя: Александр пишет: Прочёл Дневник Дьявола. Ух ты, быстро как, 140 страниц всё-таки, судя по книжному варианту... А я "Бездну", в и-нет варианте, прочитала. Да... тяжкая вещь, но, наверное, в принципе, не такая уж и невероятная при господствующем типе психики (животном). Кстати, насчёт психической ненормальности Андреева я ошиблась (с Гаршиным спутала), в рецензии сказано, что, на самом деле, он очень остро переживал неправедное устройство и несовершенство современного ему общества, искал причины в глубинах человеческой психики и чувствовал приближение социальной катастрофы (что и оправдалось впоследствии), отсюда инфернальность его творчества

Александр: Посмотрел его портреты, почему-то показался похожим на Караулова. Каковы Ваши впечатления от "Бездны"?

Свириденко Майя: Александр пишет: Каковы Ваши впечатления от "Бездны"? Вы у меня спрашиваете? Я ж вроде уже сказала - тяжкая вещь, удручающая, и боюсь не самый невероятный сюжет в реальной жизни при господствующем типе психики "масс". Кстати, в качестве наглядной иллюстрации типично демонического типажа рекомендую рассказ "Мысль", в духе "тварь ли я дрожащая или право имею...", но этот, в отличие от Раскольникова, ни минуты не сомневается в своём "праве" и "превосходстве", заметен интерес Андеева к идеям Ницше, как и сказано в рецензии.

Свириденко Майя: Выводя безчеловечных героев и безчеловечные ситуации, Д. Андреев, как это ни покажется кому-то странным, призывал к Человечности. В своих рассказах (а многие из них основаны на реальных событиях, т.к. Андреев одно время служил при судебном ведомстве) он показывает как человеку жить не дОлжно, он просто "кричит" о неправедности и ненормальности жизнеустройства, при котором возможны описываемые им картины и ситуации. В рецензии написано, что в общении со своими литераторами-современниками он говорил о необходимости "убивать в себе зверя" (!)

Александр: Есть у меня мнение, что не нужно убивать зверя. Его нужно уважать, за его силу, ловкость, безстрашие, живучесть и мн. др., и даже любить. Нужно доделать зверя, а где-то переделать. Впрочем, это касается именно внутреннего и именно зверя. Если внутри ядовитая змея или ещё что похуже, тогда направление может быть иное.

Свириденко Майя: Может оно и так...

Свириденко Майя: Есть произведения, в которых даже не нужно доискиваться какого бы то ни было "второго смыслового ряда", т.к. практически всё глобальнозначимое сказано уже на первом....всё, что делает человек, прекрасно в наброске и отвратительно в картине. Возьмите эскиз христианства с его нагорной проповедью, лилиями и колосьями, как он чудесен! И как безобразна его картина с пономарями, кострами и кардиналом Х.! Начинает гений, а продолжает и кончает идиот и животное. Чистая и свежая волна морского прибоя ударяет в грязный берег - и, грязная, возвращается назад, неся пробки и скорлупу. <...> И если отдельному человеку удавалось умереть так же хорошо, как он родился, то массы... массы всякую литургию кончают бесстыдством! <...> Причины? По-видимому, здесь сказывается самое существо человека-животного, в массе своей злого и ограниченного, склонного к безумию, легко заражаемого всеми болезнями и самую широкую дорогу кончающего неизбежным тупиком. Л. Андреев "Дневник Сатаны". В свете приведённой цитаты становятся понятными опасения ВП за то, в чьи руки попадёт такое мощное мировоззренческое оружие как КОБ, и их где-то даже перестраховка в этом вопросе - призыв не торопить события и дать мировоззренчески и психически вызреть (т.е., оЧеловечиться) "критической массе" населения. Ведь в КОБ множество моментов, которые, будучи не до конца осмысленными, могут привести к событиям "а ля октябрь 1993" в исполнении любых Баркашёво-Макашёвых.

Ivan: "Иуда Искариот" - примечательная вещица Л. Андреева. По каналу "Моя Планета" рассказывали о городе Свияжске, что на Волге. Оказывается, троцкисты хотели, после того как в меру возможности надругались над тамошним православным устройством, водрузить там памятник ни много, ни мало самому Люциферу, как первому революционеру. Это не удалось, тогда поставили памятник Иуде Искариоту. Нарочно такого не придумаешь! Оказывается, было. Народ разрушил этот памятник.



полная версия страницы