Форум » 2-й Приоритет » Прогресс как бегство от всамделешнего прогресса » Ответить

Прогресс как бегство от всамделешнего прогресса

Фельдмаршал: Не создавая майданутых настроений, которые далеки от поиска истины, поговорю на общую тему. Народ исторически всегда ждал, когда "ему дадут", то есть деньги, землю, права, возможности. Надо признать, многое из этого он получил, по или вопреки воле власть-имеющих. Но есть широкая картина разочарования, рисуемая периодически в истории по одному и тому же сценарию. После очередной очень серьёзной передряги, когда народ напрягает все силы, он чисто инстинктивно, да и социально, хочет получить от властей новые свободы, повышение достоинства своей жизни в широком смысле, говоря научно, добиться от властей оптимизации того жизненного уклада, который народу удалось отстоять в очередной исторической неурядице. Люди знают, что и зачем они отстаивают, и законно ожидают повышения качества управления с целью улучшения состояния своего имущества и своих прав, своих возможностей, которые у них есть, или которые они справедливо хотят иметь, в частности, в порядке возмещения потерянного при отстаивании общенародных интересов. То есть, люди знают, чего хотят, и ожидают оптимизации той картины мира, которую они смогли сберечь. Вместо этого, власть-имеющие в широком смысле, с захватом и части простонародья на крючки лозунговщины и корыстных посулов, привлекая людей, склонных к погоне за любой новизной лишь бы была, в который раз производят подмену выполнения народных чаяний т.н. прогрессом в общем и в частности. Вместо оптимизации имеющегося и расширения прав и возможностей людей в пределах имеющегося состояния общества и его институтов, проводятся всевозможные реформы и изменения. Вводятся всё новые законы, придумываются какие-то новые частные формы общественных отношений, вводится в оборот новая техника, реформируется финансовая система, и всё это каждый раз якобы для всеобщего блага. А люди, вместо того, чтобы пожать плоды своих трудов и заслуг в своём устоявшемся образе жизни, вынуждены переходить к другому образу жизни, заниматься осмыслением и приспособлением к зачем-то (?) изменившейся ситуации. Подумаем, сколько было финансовых реформ и сколько принято новых законов, сколько люди освоили новой техники и технологий. Ну и что, народ стал от всего этого счастливее? В широком смысле нет. Произходит не оптимизация, а размен с попутным обманом исторических ожиданий народа пожать плоды своих заслуг и укрепить общественное устройство, которое народ отстоял. А не лучше ли вместо этого было обеспечить народу то, что ему требовалось и чаялось на тот момент? Разумеется, в русле праведного отношения к управлению, без популизма и безоглядщины. Давайте переставать быть рабами кем-то навязанного "прогресса" и социальными менялами, постоянно подпадая под внешнее управление ходом истории со стороны неизвестно кого, а будем рассматривать социальные изменения не как неизбежность, а как собственные действия, которые могут быть в разной мhре правильными и допускают исправления вплоть до отмены.

Ответов - 19

Фельдмаршал: Говоря простым языком, хочется спросить власть-имеющих и самих себя: куда вас всё несёт? Нужно не только всё время ехать, но и приехать, и сделать свои дела в том месте, куда ты приехал. И вот только после того, как дальнейшее пребывание в этом месте уже не следует продолжать, тогда можно поехать дальше.

Велосипед: Несёт не столько нас, сколько "благословенный долларом" Запад. А мы, как попки, повторяем. А приходится! Потому что Запад измысливает всё новое оружие, всё новые формы эксплуатации и т.п. Чем-то приходится отвечать! А также всякие вполне цивильные и даже удобные нововведения. Поди, разберись, что в этом хорошо, а что плохо: трудно решить, пока не попробовал. А когда попробовал, уже поздно, хотя некоторая возможность отката системы, конечно, есть. Если бы мы настолько превозходили их своими в широком смысле достижениями, что им оставалось бы только как аборигенам взирать на нас снизу вверх, тогда другое дело. С мыслью, что рабами прогресса быть не нужно, согласен. Например, зачем всё население концентрировать в крупных городах, что ему там делать? Это можно делать только под конкретные цели, ради концентрации производства. А когда этих целей нет, они достигнуты, значит нужно преодолеть инерцию этого "прогресса" и осваивать свою территорию, по-умному развивая транспорт и улучшая экологию.

Микки: А что значит "размен"?


Фельдмаршал: Микки пишет: А что значит "размен"? Труд на освоение новшеств, их стоимость, вытеснение ими людей с рабочих мест, необходимость обеспечивать новшества энергетически и организационно и т.п. - равноценно выигрышу от исполнения ими своих функций, раньше не выполнявшихся в такой форме. Причём я говорю не о безсмысленных, а о хороших новшествах.

Микки: Получается, что типа если ты занимаешь высокие посты, то проводи постоянные реформы, и будешь всегда никому ничего не должен. Потому что ты постоянно меняешь правила игры, отменяя по умолчанию все предыдущие расклады.

Александр: Есть такая тема! Стратагема: кто-то занимается полезным делом. Если ты хочешь, чтобы это дело не делалось, чтобы человек не достиг в деле оптимального режима, соблазняй его всевозможными новшествами. Если соблазнится, поднатореет в новом деле, опять соблазняй. И он будет вечным учеником и коекакером, а дело будет стоять на месте. Кстати, поэтому церковь не любит новшества, т.к. они "отвлекают от дела спасения". Но если не брать столь глобально, всё равно не должно позволять прогрессу топить нами печку принципа "движение - всё, цель - ничто".

Ivan: Рождаются новые люди, приезжают из других стран. Некоторым их них хочется достичь высокого социального положения, для этого они "открывают свою тему" и её ведут, пытаясь на ней выехать наверх. А остальные догоняют.

Березень: Настоящий прогресс нельзя подчинить, потому что он несёт в себе принципиально новое, непредвиденное, то, чему нельзя заранее дать оценку и что меняет само мiровоззрение людей. А вот, грубо говоря, что напечатать на своём 3D-принтере, - за такой базар пора уже научиться отвечать, и прежде всего власть-предержащим(ся).

Вереск: Если управленец работает в стабильной системе общественных отношений, тогда качество его труда поддаётся осмыслению и оценке со стороны. Если же произходят самые широкие "перемены", то невозможно адекватно понять роль конкретного управленца, не обладая очень значительной полнотой информации. Поэтому... Речь не идёт о ситуации Древнего Египта и вообще невыборной власти, которая в принципе ни за что перед народом не отвечает. Управленцы заинтересованы, как и любые малонравственные трудящиеся, во всяческом препятствовании возможности оценивать их труд. Если даже книжка из области иностранной политологии "Законы Паркинсона", где в шутку учат как усидеть на месте управленца и по возможности ничего не делать. Для этого нужно в общих чертах по смыслу, чтобы шёл ремонт (российский вариант) или война (у некоторых "демократических" наций), и вообще мутить воду всячески, зная самому, где там рыба. В отечественной изустной традиции подобные "законы" также наличествуют в ассортименте. Также мы знаем, что паркинсонизм в медицине - одно из самых тяжких генетических заболеваний. Наиболее яркий симптом - сильнейший тремор рук. Чтобы общество не "трясло в Паркинсоне", не нужно жить по подобным законам, а жить по совести.

Березень: http://www.rosbalt.ru/federal/2016/03/01/1494485.html Но, на мой взгляд, вся эта ностальгия по советским временам — некий этап, который забудется, когда будет предложено что-то новое и более интересное. Возвращение в ту эпоху невозможно. Этот миф владеет умами очень многих людей, но опираться на него всерьез и надолго глупо. Нужно искать нечто другое, что не было бы прямо противоположно советским порядкам и вместе с тем несло бы движение вперед. Вечно топтаться на месте — бесперспективное занятие. По мере чтения статьи удивление нарастает. Спрашивается, а чего ещё нового и какого "движения вперёд" не хватает шибко учёному социологу? Куда ещё он не съездил верхом на матушке-России, что ему так скучно? "Реформы буксуют" - это смотря какие. Реформы по подорожанию жизни простых людей проводятся с большим успехом, вопрос в том, что считать за успех. Более чем странное заявление о пресловутой конкуренции: а где других людей большинство? В умах теоретиков непонятно чего? А с какого перепоя люди, чьё мировоззрение построено на сотрудничестве, возжаждут дикой конкуренции, и что произойдёт в этом случае? А произойдёт самая дикая драка, с развалом всего и вся, чего и не хватает в реальности вдохновителям всех этих "реформ". Не бредом реформаторства нужно заниматься, а делать дела, чтобы всем было понятно для кого и зачем.

Ivan: Березень пишет: По мере чтения статьи удивление нарастает. Да уж, мания реформ присутствует. Есть такое настроение у некоторых лиц - сколько бы страна не претерпела "нововведений", всё мало. От смысла надо исходить, а не от множества возни. Движение вперёд должно произходить на базе имеющегося и достигнутого, эволюционным путём, а не в качестве "противоположности" чему-то или кому-то.

Ведун: Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением. Сунь-Цзы. Кто замещает настоящий прогресс пустой беготнёй и заставляет всех подчинённых маяться своей пацаньей дурью, тот и суетится пока вопросы настоящего прогресса не встанут перед ним во весь рост. Слагать рисованные бумажки направо-налево, писать много законов, устанавливать спецконтроль над спецнадзором - это не стратегия. Только когда решаются вопросы концептуального уровня значимости в пользу своего народа, а на их основе без суеты делается остальное, вот тогда это правильная постановка дела.

Фельдмаршал: Вообще, конечно, можно сказать, что перманентные реформы - это постоянная подмена повестки дня. Надо решать вопросы, доходя при этом до приемлемых результатов, а не городить ком новых и нерешённых, так что реально работать некому, а все только разбираются в новшествах. По опыту могу сказать, что ребёнка легко научить делать что-то по дому, ухаживать за собой, если у тебя самого в доме порядок. Если от ребёнка требуется совершение в целом стандартных действий. А если ты сам не знаешь, где у тебя что лежит, что можно использовать, а что нельзя, какие именно дела следует делать, а какие нет, то в этих условиях ребёнок будет избегать своих обязанностей, чтобы не нарываться на скандалы. Не то взял, не туда поставил, не тем занялся и т.п. Люди, конечно, способны к новизне, к бытовому творчеству, но всё хорошо в мhру. Нет лучше способа навести кавардак, как только и заниматься нововведениями.

Микки: Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается – зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают. – Исключительное что-то. – Совершенно с вами согласен. Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей. М. Булгаков. "Собачье сердце".

Satzha: Можно привести такой образ прогресса в его понимании незадачливыми реформаторами: это, как если бы сравнить с природой, земля крутилась бы всё быстрее, солнце светило бы всё ярче, деревья бы росли всё выше, вместо одной луны стало бы две, и т.п. То есть надо понимать, что прогресс должен происходить в правильном месте, усилия для продвижения прогресса должны быть правильно приложены, на базе хоть как-то концептуально-состоятельного целеполагания.

Ivan: Подведу итог: менять образ жизни людей можно только с их на то согласия. Иначе элита фактически входит в режим узурпации. Нечего ответить людям на вопросы: "где мой колхоз?, где мой завод?, где мой СССР? и т.п." Отбирать нажитое у народа можно, как оказывается, не только войной, но и неправедным упралением. Требуется Различение! Или, как говорят в христианстве, дар рассудительности.

Ведун: Березень пишет: Настоящий прогресс нельзя подчинить, потому что он несёт в себе принципиально новое, непредвиденное, то, чему нельзя заранее дать оценку и что меняет само мiровоззрение людей. А вот, грубо говоря, что напечатать на своём 3D-принтере, - за такой базар пора уже научиться отвечать, и прежде всего власть-предержащим(ся). Отсутствие настоящего прогресса, о котором Вы говорите, развратно влияет на людей. Им может показаться, что как бы они ни жили, что бы ни делали, они никогда в своей жизни ничего принципиально не изменят. А серьёзные психологи утверждают, например, Телешевская, что "человек должен иметь перспективу, чтобы быть счастливым" (не дословно). Если возникает чувство вечного повторения того же самого, тогда повышается привлекательность гедонизма, стремления к роскоши, понижается чувство социальной ответственности у лиц, склонных к этому. Вспомним, ведь СССР имел довольно серьёзные цели: построение справедливого общества, освоение космоса и т.п. А сейчас какие цели?.... Потеря веры в идеалы коммунизма отчасти произошла из-за недостатка прогресса в хорошем его смысле, в частности сравнительно с материально благополучными капиталистическими странами. Поэтому хорошо, что хорошо.

Satzha: Н. Доризо. Старина. Вы видели улочки Древней Варшавы, Где стертые временем Камни шершавы, Где ржавы узоры Торжественных врат. Гербы на дверях И решетки оконные. Теснятся дома, Как тома Запыленные, На улочках-полках Вплотную стоят. Здесь все сохранилось, Как в средневековье: И крыш Черепичная свежесть морковья, Той давней эпохи И запах И цвет, Река В неизменной старинной оправе… А сколько же лет Этой древней Варшаве? А древней Варшаве Лишь несколько лет! Здесь рушились стены, Здесь бомбы взрывались, С корнями Дома Из земли вырывались, И корчились в пламени Прутья оград. Но жители Улочки восстановили Такими, Какими те улочки были И перед войной, И столетья назад. Восстановили. До каждого дворика, До ссадинки каждой На камнях заборика, До каждого стеклышка Древних палат. Мне нравятся Новые зданья Варшавы, Но улочки эти, Часовни, Заставы, Как главы поэмы, Как главы державы, Об истинно польской душе Говорят. И вспомнил я Первые стройки России, Когда мы Древнейшие зданья Сносили. Мы молоды были В ту нашу весну. Тогда Мы не раз забывали наивно: Взрывать старину Не всегда прогрессивно, Порой прогрессивно Беречь старину. 1964

Велосипед: Вообще, нужно отметить, что прогресс бывает косой и кривой не только оттого, что плохо продуман, но и когда ему реально мешают. Странно выглядят результаты, если не понимать предыстории в её полноте, когда достигнутое было добыто в борьбе и подчас жертвенно.



полная версия страницы