Форум » 3-й Приоритет » Супертональ, либо автонастрой? » Ответить

Супертональ, либо автонастрой?

Satzha: На форуме как-то раз поднималась проблема (не найду точную ссылку), что когда перед аудиторией выступает оратор, аудитория настраивается на приём. Если внезапно задать ей вопрос, требующий генерации, передачи информации, с ответом обычно очень туго. Общее место, когда ораторы призывают активно участвовать в дискуссии, а аудитория предпочитает слушать и молчать. По собственному опыту знаю, что действительно активное участие аудитории в дискуссии с оратором дико этого оратора утомляет, чего он обычно под конец и не скрывает. Ему уже приходится переключаться между приёмом и передачей. Есть два контрпримера. 1. Незадачливая болтовня двух человек их утомляет, но медленно. 2. Не все люди в слушающей аудитории тяжело включаются в режим генерации, некоторым это несложно. И вот какой я поднимаю вопрос. От чего зависит пассивность/активность аудитории - от включённости отдельной личности в толпо-"элитарную" алгоритмику или от силы личности оратора? Оратор в своей аудитории организует информационное пространство по своему произволу и в силу своих унаследованных стереотипов. Если эта организация несёт своим условием подавление иных алгоритмов организации информационного пространства в аудитории, я бы назвал этот феномен супертоналем. То есть тоналем, инерционно ориентированным на силовое вписание окружающих в алгоритмику сборки своего информационного пространства. Или же пассивность аудитории является следствием работы в психике архетипов вождизма и стадного инстинкта? Проще говоря, кто насильник и кто превращает искренне настроенных внимающих в подобие безсловесного быдла? Как сказал один доцент-сволочь, студенты, они как собаки: глаза умные, а сказать ничего не могут. Тема предлагается к обсуждению.

Ответов - 12

Велосипед: Да, с посылом согласен. В моём опыте это было много раз: приходит кто-то шибко вумный, начинает говорить, и будто мозги у тебя помрачаются. Сколько будет дважды два забываешь, образно говоря. "Супертональ" - термин интересный. Интуитивно адекватен. Нагваль - это о выходе за пределы привычного возприятия. А тональ - это стандартизация картины мира до общепринимаемой. И когда эта лепка порядка из хаоса слишком насильственная и изполнена субъективизма, можно сказать и про супертональ. Супернагваль тогда, как говорил Дон Хуан - непостижимое, куда лучше не соваться вообще.

Satzha: Мне пришла такая мысль: супертональ может быть средством воздействия на толпу, когда её толпарские автоматизмы почему-либо не срабатывают. Например, аудитория людей, вознамерившихся получать знания, это не толпа по определению. Как их ввести в алгоритмику отработки толпарства? Не объявить же себя непогрешимым вождём. Вот тут и срабатывает алгоритмика супертональ, когда индивид объективно, намеренно или в силу своей сути, заужает сознание аудитории до соответствующего собственным намерениям, осознанно преследуемым, или автоматически. Что до идеи порядка и хаоса, то супертональ скорее описание средства, а не результата. Порядок или хаос получается, зависит от объективной адекватности произходящего. Иногда нужно изнасиловать чьё-то понимание, обстоятельства требуют. Чаще так действуют просто в силу своего примитивизма культуры.

Велосипед: Ну да, а если изнасиловать понимание не удаётся, могут попытаться перейти к физическому насилию.


Александр: Я бы сказал ещё о наваждениях тоналя, которые можно описать как супертональ. Например, просыпается кто-то ночью, и ему вдруг как никогда ясно, что он полный козёл, что жизнь он прожил зря и т.д. и т.п., причём с необыкновенно логичными и яркими подробностями. Заснув в предынфарктном состоянии, утром, на свежую голову, человек обнаруживает, что большая часть ночных подробностей и вообще вся их логическая картина - полная чушь. Что жизнь во много раз сложнее и многомернее, чем до абсурда ясная ахинея, пригрезившаяся ночью. Ещё пример обострения тоналя: женские резкости. Исторически сложившаяся женская потребность к искусственному разнообразиванию реальности периодически находит выход в другой крайности, когда в очередной раз женщине становится "всё ясно". По прошествии же некоторого времени обнаруживается, что эта ясность ничем не обоснована, и сама женщина с удовольствием меняет её на другую ясность. Такое свойство присуще также подросткам.

Satzha: Крайности переходят в свою противоположность. Когда "всё ясно", в форме того, что все полные дураки, а один только оратор всецело прав, значит произходит заблуждение. Как полная чехарда не катит, так и сводить всё в точку нельзя.

Модератор: Некоторые считают, что супертональ - это эгрегор. Но я бы не сказал. Эгрегор собирает мощь, имеющую примерно одинаковую окраску, лепит воедино схожее. Там много чего содержательного понасовано, в эгрегоре. А супертональ - это как столб фотонов из центра чёрной дыры.

Модератор: Мне кажется, важное значение имеют исторически сложившиеся привычки общения с аудиторией и устои педагогики в частности. Оратор привык к тому, что он должен в чём-то убедить, всячески себя преподнести, сообщить информацию полным невеждам и т.п. Оратор привык идти через что угодно, любые препятствия, кроме естественного права аудитории на здравый смысл и критическое осмысление. Этот фактор он не возпринимает как существующий и, столкнувшись с этим в лоб, оказывается в прострации, из которой пытается выехать на кривой козе. В общем это, наверное, потому, что прогрессивность социальной организации людей находится на уровне, когда оратор преследует некую личную цель, хочет он того, или же к тому вынужден, но он должен добиться своего. А общий интерес собравшихся непосредственно не доминирует в силу разных причин начиная от неведения по самому широкому кругу вопросов и кончая собственными интересами. Культура коммуникации непосредственно отражает общий уровень эволюции общества.

Микки: По-моему, супер тональ, это свойство человека, которого невозможно ни на что настроить, ни в чём убедить, который только сам хочет на всех влиять. Играет он в одни ворота. Это диктатор по своему стилю общения.

Фельдмаршал: Я думаю, что сначала принцип превосходства, т.е. супертональ, а как отклик, как ответ партнёра по ситуации идёт автонастрой. В природе требуется быстрота групповой отработки сценариев. Поэтому с одной стороны - жёсткое психическое принуждение, обеспеченное некими природными и поведенческими возможностями, а с другой стороны мгновенное слепое подчинение группы своему вожаку ad hoc или постоянному вождю. Другой вопрос, насколько такая алгоритмика взаимодействия с окружающей средой адекватна чему бы то ни было, кроме ситуаций войны, нападения диких зверей, отражения стихийных бедствий и схожих по характеру. При групповой панике это очень требуется. Или когда у менее опытных и твёрдых в деле произошёл опасный срыв (как, например, операция по пересадке головы в кино "Завещание профессора Доуэля", когда голова профессора была вынуждена временно принять на себя руководство физически полноценными медиками). В ситуации низкочастотных многохарактерных вызовов эта алгоритмика выглядит примитивной.

Ivan: Микки пишет: По-моему, супер тональ, это свойство человека, которого невозможно ни на что настроить, ни в чём убедить, который только сам хочет на всех влиять. Играет он в одни ворота. Это диктатор по своему стилю общения. В бюрократических структурах случается ситуация, когда вдруг приезжает какой-то большой начальник или светило и выступает перед собранием местных должностных лиц. И почему-то оказывается, что понимание этим прибывшим ситуации единственно правильное, что местные вообще лыка ни в чём не вяжут, что только прибывший реально является профессионалом и вообще готовым активно работать человеком. Чаще всего это можно назвать успешной показухой.

Satzha: Я сейчас, на теперешнем уровне понимания, могу так сформулировать свою мысль: когда встречаются два интеллектуальных тела очень различной массы в широком смысле аналогии, более массивное может попытаться разорвать маленькое в лохмоться и заставить их вращаться вокруг себя. Соответственно, если маленькое тело прочное или сравнимой массы - этого не будет, будет какое-то взаимоизменение орбит. В жизни бывает так: в присутствии какого-то конкретного человека остальные начинают вести себя по-дурацки в широком смысле. Делать глупые ошибки, проявлять ненаблюдательность и безпамятство, эмоциональную несдержанность и проч. и проч. Причём это касается людей разных в отношении пола и возраста, речь не идёт о каких-то ударивших в голову половых гормонах. Это похоже на мистическое обезпечение своего лидерства. Но! Какого характера лидерство, если оно обезпечивается путём унижения окружающих - нужно ли такое лидерство самому лидеру? Тут есть либо безнравственность, либо объективная данность некоей неправильной настройки струн мiроздания, которые нужно настраивать, как сознательно, так и методами влияния на своё и чужое безсознательное. Алгоритмика супертональ - яркое проявление толпо-"элитаризма".

Ivan: Satzha пишет: Не все люди в слушающей аудитории тяжело включаются в режим генерации, некоторым это несложно. Это те легко включаются, кто возпринимает поверхностно, через призму своих сложившихся мнений. А кто возпринимает с открытым сердцем, действительно вживается в логику оратора, тем сложно перейти в режим генерации. Конечно, если не сообщается ничего нового, то слушателям не во что и "окунаться с головой". Легко поддакивать банальностям. Действительно новая и значимая информация требует "переваривания". Поэтому каждый выполняет свою роль в настоящем обмене информацией, роль приёма-передачи.



полная версия страницы